Тормозной путь мотоцикла и автомобиля

23 167 просмотров 2 комментария 15 сентября 2013

Тема которая часто вызывает споры, как между мотоциклистов так и между автомобилистов и мотоциклистов: Что тормозит лучше, авто или мото?

Долгое время я считал что мотоцикл быстрей остановить чем машину на качественной ровной дороге, то что в повороте или на песке остановить трудней и страшней я знал

Но потом прочитал статью, о том что не опытные водители двухколесной техники считают что они могут быстрее остановиться чем авто, и в этом их ошибка. Были приведены достаточно веские аргументы после которых я стал считать что действительно авто тормозит лучше чем мото

Но буквально вчера, читая комментарии на onliner.by к статье в которой мотоциклист ехавший за bmw которая резко нажала на тормоз, до дыма из под колес, не успел среагировать, затормозить, увернуться, и в итоге погиб. Заметил спор между автомобилистами и мотоциклистами на тему тормозного пути между двумя средствами передвижения, я там тоже пытался доказать что мототехника тормозит хуже, но из за отсутствия видеодоказательств (на youtube не нашел ничего подобного), решил провести свой эксперимент.

Единственная проблема была в том что скутер хороший (Gilera Nexus 500), а машина которая у меня есть не очень (ВАЗ 2101), которая в 10 раз дешевле скутера обошлась. Но на след день проблема решилась, пользователь onliner.by - mikluha-maklai решил тоже поучаствовать на вполне не плохой машине Smart Roadster coupe

Недалеко от Минска и моего места жительства есть достаточно хорошая дорога, которой никто не пользуется по причине того что она уже не актуальна, и рядом построили новую дорогу, на ней начертили линию с которой начинать тормозить, и метки каждый метр.

В общем давайте глянем видео, а потом я оставлю свои комментарии:

UPD: еще один эксперимент с большим количеством техники

Сначала про состояние всех транспортных средств участвующих в торможении:

Smart Roadster: машина не моя, и про нее ничего сказать не могу, но помойму с ней было все хорошо, и резина не лысая

Gilera Nexus 500: скутер мой, и единственное что с ним не так это лысая до металического корда, местами, задняя резина, кстати говорят что когда тормозил с 90 км/ч даже искры были, с передом все ок))

ВАЗ 2101: машина моя, я не знаю что с ним не так(ездил 2 раза), но раньше тормозил только зад или перед, сейчас вроде все тормозило, и еще колеса приспущены.

По погоде и покрытию: покрытие было хорошее, погода: при торможении с 30 км/ч у меня и у Smart-a была одинаковая, при торможении 60 и 90 км/ч у смарта была хорошая, у меня на скутере начинал моросить дождик, а первые минуты дождя самые опасные, поэтому было стремно тормозить, но кроме страха ничего не мешало, тормозили вроде нормально, у ВАЗА - ехал уже после скутера, продолжал моросить дождик, но асфальт не сказать чтоб сильно намок

По стилю торможения: Smart - старался не блокировать колеса т.е. тормозить максимально эффективно, я на скутере старался тоже не блокировать колеса но не всегда получалось, на Жиге на 30 и 60 км/ч тупо педаль в пол, на восьмидесяти старался держать их на грани юза, но все же заблокировал пару раз.

Результаты меня удивили, т.к. вчера в комментах я утверждал обратное.

UPD:

Что то не давала мне покоя эта темя долгое время, даже после проведения теста т.к. рассчитывал то получить результаты худшие по сравнению с авто.

И нарвался блог инструктора по экстремальному вождению, где он очень четко с формулами разжевывает многие интересные вопросы.

И так, кратце перескажу:

Первое что кажется - то что тормозной путь зависит от массы, но это не так:
С увеличением массы увеличивается увеличивается и инерция, но в то-же время увеличивается и давление поверхность, что увеличивает сцепление шин с дорогой, ровно на столько чтоб ее можно вычеркнуть вообще из формулы расчета, т.к. масса не на что не влияет. Кроме усилия которое приходится делать тормозам. В общем если тормоза могут заблокировать колеса или включить ABC, то все ок и на массу можно забить.

В связи с этим появляется мнение что на тормозной путь влияет пятно контакта шины с дорогой, но и тут оказывается что не влияет.
Во сколько раз мы увеличиваем площадь сцепления с дорогой, ровно во столько же раз мы уменьшаем давление на дорогу. В общем пятно контакта тоже не влияет на тормозной путь. Кстати рисунок протектора тоже не имеет значения для торможения.

Сами тормозные механизмы опять же не имеют значения при торможении, если они в состоянии добиться того чтоб колесо пошло юзом.

В общем исключив все это остается только состав резины. Что приводит нас к выводу что если использовать резину с одинаковым составом на скутере, тракторе, автобусе, легковушке, фуре, самолете или еще чем либо. И одновременно пустить колесо либо юзом(всех участников(при этом тормозной путь увеличится на 10-15% по сравнению с "на грани юза")), либо на грани юза(тоже для всех участников) они затормозят на одинаковом расстоянии.

Для того чтоб убедиться в том что я сказал перейдите по ссылке Физика торможения: неужели тормозной путь не зависит от массы авто? и следуйте ссылкам в тексте, которые вас заинтересуют, думаю найдете ответы на все вопросы, которые будут возникать по теме торможения, например "нафига тогда используют широкие шины на гоночных машинах", "или зачем ставят дорогие спортивные тормоза".

2 комментария

Есть очень сильная зависимость от распределения масс(положения центра масс, разнесенности осей)
Все тут написанное верно только для торможения с малой скорости, когда суппорта сразу способны развить усилие достаточно для практически блокировки колеса.

Если тормозить с высокой скорости - ни какие брембо на это не способны. Так что разница в тормозном пути у машины и мотоцикла будет в разнице того суммарного усилия, которое развивают тормозные механизмы. И 4 у машины против 1 (по сути) у мотоцикла и дают преимущество первой.

Вы можете оставить комментарий